Что такое когнитивные искажения в психологии

Когнитивные искажения — это, если говорить простым языком, ошибки или ловушки мышления, из-за которых мы мыслим нерационально. Эти ошибки обуславливаются разными факторами: собственными убеждениями, стереотипами, невозможностью охватить информацию целиком, социальными внешними причинами и многими другими моментами. Иными словами, у конкретного человека есть своя субъективная реальность, сформированная огромным количеством факторов и особенностями собственного восприятия. Когнитивные искажения в этой реальности приводят к нелогичным, неточным суждениям, неправильным выводам и т. д.

Что такое когнитивные искажения в психологии

Проще всего понять, что такое когнитивные искажения в психологии, можно на конкретных примерах. Интересно, что таких искажений огромное количество — их гораздо больше двух сотен. Какие-то встречаются чаще, какие-то реже, нередко они комбинируются.

Примеры когнитивных искажений, с которыми мы сталкиваемся довольно часто

Вот искажения, которые узнает каждый (в своем или чужом поведении):

  • Иллюзия контроля. Человек верит в то, что держит под контролем ситуацию, которая в реальности неконтролируема.
  • Эффект знакомства с объектом. Это искажение встречается очень часто. Проявляется оно в том, что знакомый человек кажется нам более добрым, честным и положительным, в то время как незнакомец на его фоне может демонизироваться — абсолютно безосновательно.
  • Хоторнский эффект. Он связан с тем, что во время наблюдения или тестирования люди, знающие о таком исследовании, начинают лучше работать, учиться и вообще активнее проявлять себя с положительной стороны.
  • Эффект ореола. Он означает, что мы переносим одни черты личности на совершенно другие. Самый простой пример такого искажения — это стереотип физической привлекательности. Нам часто кажется, что красивый и ухоженный человек более умный, более успешный, честный и т. д. А человек с некрасивой внешностью может заранее вызывать опасения, казаться злым. Это стереотип часто используют в фильмах, мультиках — положительные главные герои наделяются красивой внешностью, а злые персонажи чаще всего имеют какие-то дефекты и уродства.
  • Эффект первого впечатления. Эта ошибка также повсеместна: если при знакомстве человек нам понравился, дальше мы будем воспринимать его с положительной стороны, сглаживая недостатки и углы довольно длительное время. Если же знакомство было отрицательным, то даже при последующем хорошем общении осадок от этого будет оставаться еще долго.
  • Эффект повального увлечения. Его мы можем наблюдать постоянно. Именно им объясняется мода на что-то: на определенный тип музыки (электронная, рэп), конкретную одежду, направления деятельности и т. д. Например, очень часто в обществе возникает бум на определенные профессии: в какое-то время все стремились поступать на юристов, потом на переводчиков, потом на программистов и т. д. Люди склонны выбирать то, что выбирает большинство. С этим эффектом тесно связано такое понятие, как групповое мышление (стадное поведение).
  • Эффект контраста. Это тенденция воспринимать явления и события по отношению к другим явлениям и событиям. Например, потеря телефона сама по себе является серьезной неприятностью, но по сравнению со сгоревшим домом это просто мелочь.
  • Рационализация после покупки. Если вы купили что-то импульсивно, а затем постфактум убедили себя, что эта покупка была полезной и оправданной, это как раз и есть пример такого искажения.
  • Эффект Даннинга-Крюгера. Он заключается в том, что люди с низкой квалификацией не могут оценить свои способности правильно и очень их завышают. В результате они действуют смелее и могут даже добиваться высот, на покорение которых не решаются квалифицированные люди.
  • Иллюзия прозрачности. Она подразумевает, что люди переоценивают способность других их понимать. И одновременно сами считают, что отлично понимают других, хотя это не так.

Существует огромное количество когнитивных искажений. Но все они влияют на поведение, на особенности принятия решений. Тем, кто хочет действовать максимально объективно, нужно отслеживать у себя такие искажения и работать над ними.