Почему детей нельзя бить? Мнение психологов

Телесные наказания, к сожалению, остаются одним из самых распространенных методов воспитания детей во всем мире. Современные родители по большей части стараются отказываться от классического «ремня» и ученые, психологи поддерживают их в этом. Причин, по которым физическое насилие должно оказаться под полным запретом, намного больше, чем может показаться на первый взгляд.

Почему детей нельзя бить? Мнение психологов

Неверная мотивация

Чаще всего грубую силу взрослый человек применяет по отношению к ребенку, когда остальные доводы исчерпаны. Практически каждый сталкивался с неконтролируемым поведением малыша: он не слушает, не выполняет указания, не реагирует на замечания и из раза в раз повторяет запрещенные ранее действия. Однако такая реакция не является ошибкой или виной ребенка, в большинстве случаев это следствие упущений родителей в воспитании малыша на ранних этапах. Поэтому психологи отмечают, что более справедливо будет применить те же меры к самому взрослому, а вовсе не к ребенку.

Малыш также не учится ничему, испытывая боль от физического насилия. Чтобы устранить нежелательное поведение, он должен понять, к чему это может привести, какие он будет иметь последствия, чем рискует и почему взрослые против такого поведения. Но шлепок или удар не говорят ребенку ни о чем, они только учат его избегать повторения ситуации, например, врать и скрываться. В итоге обе стороны попадают в настоящий замкнутый круг, когда потребность в насилии только увеличивается.

Неправильная социализация

Физическое насилие в раннем возрасте часто приводит к проблемам с точки зрения социализации. Даже младенец имеет некоторые границы личного пространства. С возрастом он учится их отстаивать, а для взрослого это и вовсе жизненно необходимое умение. Но если родители, воспитатели бьют ребенка, вторгаясь в его личные границы, игнорируют его потребность в физической неприкосновенности, они рушат умение отстаивать собственные права. В дальнейшем у такого ребенка будет сильно занижена самооценка, он станет зависеть от мнения других, не сможет защититься.

Но возможна и совершенно противоположная реакция – неумение строить отношения и стремление отгородиться от всех личных контактов. Ребенок, выросший в среде физического насилия и побоев, может считать нормой такие взаимодействия, поэтому ему будет непросто найти друзей, общаться с коллегами, завести семью, найти единомышленников. Поднимая на собственного ребенка руку, родитель должен помнить, что с большой долей вероятности то же ждет уже его внуков, а затем и их детей. Такие далеко идущие последствия – основная причина, по которой следует полностью отказаться от насилия как метода воспитания.

Умственное развитие

Ученые из США привели важную статистику. Более двух третей детей, подвергавшихся насилию, имели отставание в развитие и низкий уровень интеллекта. При этом никаких травм мозга у них не было, то есть насилие со стороны взрослых было минимальное, не приводящее к медицинским последствиям. Около двадцати процентов детей из этой группы имели настоящие отклонения в умственном и психическом развитии. Психологи объясняют это достаточно просто: малыш не учится думать или анализировать действия взрослых, у него развиваются по большей степени первоначальные инстинкты. Спрятаться, сбежать, найти укрытие, ударить в ответ, а не поговорить, подумать, проанализировать или обсудить. Опасны оказались даже шлепки по рукам: у детей, которые воспитывались так, в большей части случаев медленнее развивалась речь и мелкая моторика. Противоположные тенденции наблюдались у тех малышей, которые росли без насилия.